Национальный календарь событий в этом году стал партнером крупнейшего музыкально-этнического события России — фестиваля МИР Сибири. О том, как создается такое масштабное мероприятие, мы расскажем в серии интервью с его организаторами.
Об опыте построения инфраструктуры крупного фестиваля мы поговорили с Дмитрием Сиротининым, замдиректора КГАУК Центра международных и региональных культурных связей — организатора фестиваля. «Поймать» его удалось чудом только в конце третьего дня мероприятия, когда программа подходила к концу, и можно было немного выдохнуть. Дмитрий, как и другие члены команды, практически круглосуточно «патрулировал» площадку, беспрерывно контактируя, как с участниками фестиваля, так и с его гостями, «контролируя» жизнь на площадке.
Как ты? Держишься?
Я здесь две недели, последнюю неделю я даже не вылезал со стадиона (Прим.: главная сцена фестиваля находится на стадионе «Урожай» п. Шушенское).
Уже есть понимание, сколько людей посетило «МИР Сибири» в этом году?
Очевидно, что цифра перевалила за 30 000. Также в этом году последний день фестиваля оказался самым массовым по сравнению с предыдущими сезонами. Но я понимаю почему: мы нарочно поставили Мельницу, которую все любят и ждут, на вечер последнего дня. Люди отказались от раннего разъезда по домам, чтобы послушать ее.
Но это также значит, что буквально через час-два все одновременно поедут на своих машинах домой. Какой машинопоток принимает фестиваль?
Счет идет на тысячи.
После фестиваля на дорогах образуются длинные пробки. Что-то с этим делаете?
В этом году нам удалось предотвратить многокилометровую въездную пробку. Ларчик, как оказалось, открывался просто — нужно было просто изменить схему заезда. В один из приездов мы встретились с руководством местного ГИБДД и предложили свою схему. Нам не отказали и план сработал.
В чем был секрет?
Мы расширили место въезда, установили три шлагбаума вместо одного и довели до автоматизма сам въезд, при котором людям не пришлось выходить из машины и тратить на оформление заезда время. Так просто решилась огромная проблема. Посмотрим, как это сработает на выезде.
Когда вы начали подготовку к фестивалю?
В этом сезоне начали в декабре. Мероприятие следующего года мы начнем готовить уже «завтра».
Потому что будет юбилейное?
Не только поэтому. Все три дня я и директор фестиваля ходили на разные точки площадки и разговаривали с гостями, с мастерами, с жителями палаточного городка, собирая feedback. Выясняли, чего бы они хотели еще, что можно было бы исправить. Ведь фестиваль создается для людей. Я убежден, что, прежде чем организовывать мероприятие, мы должны точно понимать, для кого и для чего это делаем.
Прежде чем организовывать мероприятие, мы должны точно понимать, для кого и для чего это делаем.
Ты себя ставишь на место гостя фестиваля?
Конечно, в противном случае можно что угодно навыдумывать, но это что-то рискует оказаться неудобным, не комфортным, не понятным и, наконец, не интересным для гостей.
Ежегодно вы практически с нуля выстраиваете инфраструктуру фестиваля. Кстати, какова общая площадь территории?
Больше 21 гектара земли вместе с палаточным городком.
Как организована команда, сколько человек работает над его созданием?
Людей очень много! На первом этапе, когда идет создание концепции, работа с документооборотом и другие предварительные работы, трудится всего несколько человек. Но с каждым новым организационным этапом подключается дополнительный штат сотрудников. Например, в этот раз было 25 человек, которые занимались только номинантами на конкурс: они все им показывали и рассказывали. Отдельно работала служба расселения и многие другие. В итоге, в организации фестиваля приняло участие не меньше сотни людей, без учета сотрудников полиции, занимающихся безопасностью мероприятия.
К слову, я не заметила на фестивале ни одного эксцесса, связанного с пьяным дебошем гостей или с чем-то еще. Как вам удается обеспечивать безопасность и порядок?
Мы находимся в очень тесном контакте с правоохранительными органами. Больше сотни сотрудников занимается обеспечением безопасности. Здесь подключены местная, красноярская и минусинская полиция, а также ОМОН. Пожарная безопасность, разумеется, обеспечивается в соответствии с нормативами.
Кроме того, мы переписали на «фестивальный язык» все нормативы безопасности и пустили их в аудио трансляцию. Там про все, казалось бы, важные и иногда неприятные вещи (Прим: например, терроризм), написанные протокольным языком, говорится в игровой форме доступно и понятно.
Были ли какие-то в этом сезоне нештатные ситуации?
Были, но не большие. Людей все-таки много. Но ты и сама говоришь, что не видела ничего. Это значит, мы хорошо поработали. Кроме того, весь штаб организаторов должен быть на ногах: все время ходить и смотреть, что происходит на фестивале. Мы с коллегами договорились относиться к тому, что мы делаем по-хозяйски. Элементарно — увидел бумажки на траве, подошел, поднял и выкинул в мусор. Это ведь не трудно.
С коллегами мы договорились относиться к тому, что мы делаем, по-хозяйски: увидел бумажки на траве, подошел, поднял и выкинул в мусор.
Территория фестиваля действительно чистая. Даже в палаточном городке мусор не валяется.
Просто людям надо ставить мусорные баки. Адекватные люди будут бросать мусор туда. Мы увеличили количество туалетов, мусорных баков. Каждому жителю палаточного городка было вручено по три больших мусорных мешка.
Еще очень важно находиться в тесном контакте с местной администрацией. Они очень нас поддерживают и помогают нам. Например, их же службы вывозят весь мусор с мероприятия.
Поделись главными советами по организации события.
Во-первых, в штат нужно брать сотрудников, чья квалификация подтверждена документами. Во-вторых, с этим людьми обязательно нужно советоваться. Например, мы можем придумать поставить сцену в одном месте, а потом приедут технические специалисты и покажут невозможность этой затеи по целому ряду не очевидных для нас причин.
Следующий фестиваль у вас юбилейный. Когда начнете к нему готовиться и с чего?
Мы уже к нему готовимся и знаем чего от него хотим. У нас уже есть идея новой фишки, которая очень обновит фестиваль. Кроме того, мы уже готовим договор с хедлайнером, известным не только среди любителей этно и фолка. Но предварительно проведем работу над ошибками.
Кто этот хедлайнер?
Скажем так, всемирно известный музыкант из Европы.
Мы должны думать о людях и делать для людей. Не важно, платное это мероприятия или нет.
За окном уже выступает главная звезда этого сезона, группа Мельница. Можно сказать, фестиваль завершен. Как оцениваешь проведенную в этом году работу?
До конца фестиваля осталось полтора часа, а стадион полный. Люди довольны. Значит мы хорошо поработали. Но всегда нужно ставить новые цели. Мы как сотрудники культуры и люди, занимающиеся событийным туризмом, должны быть клиентоориентированными: думать о людях и делать для людей. Не важно, платное это мероприятия или нет. Все для людей.
Также следите за выходом интервью с Руководителем Красноярского филиала ООО "Национальный Спортивный телеканал" (МАТЧ ТВ) Михаилом Ильиным о роли мультимедия в организации туристических событий и с руководителем пресс-службы фестиваля Наталией Краюхиной о важности и способах продвижения фестиваля на внутреннем и зарубежном туррынках.