Народное поверье рассказывает о том, что в Коноваловском пруду был утоплен золотой самовар, который до сих пор находится на дне пруда.
Легенда о склепе Баранова Петра Ларионовича, кинешемского купца 1 гильдии, с его миллионными накоплениями и подземном ходе от Спасо-Преображенской церкви в направлении к Волге.
По преданию, через Писцово на Казань проезжал царь Иоанн Грозный‚ останавливался здесь, и, зачерпнув дубовым ковшом студеной воды из местного колодца, «остался ею весьма доволен». И будто бы‚ заложил он здесь церковь Святой Троицы. Каменный храм был заложен вместо деревянного, существовавшего здесь ранее. По рассказам старожилов был Святой колодец в Писцове, находился он у речки Черная, рядом с колодцем стояла деревянная часовенка, при ней жил старец. Колодец этот существовал до 1940-х годов. В память посещения Писцова царем Иоанном Грозным на центральной площади села, возле одного из современных колодцев, установлен памятный знак.
Под берегом в камышовых зарослях и ольховом кустарнике скрыта круглая, глубокая яма, которая также называется Болдыревой. На середине ямы нет водорослей, и вода кажется тёмной, словно безлунная ночь. Когда спустишься к яме и зачерпнёшь ладонью воду, убедишься, что она очень чистая, несмотря на заболоченные берега. Как гласит легенда, стоял когда-то на этом месте богатый монастырь. Смутные то были времена. Русь то и дело страдала от нашествия лихих людей. Напали на монастырь поляки. Осаждённые монахи под предводительством Болдырева решили биться до последнего. Но силы были неравны – поляки одолевали. Тогда монахи собрали все ценности своей обители и утопили их в скрытой от людских взоров яме. И все, до единого, погибли в неравном бою. С тех пор и стали пустынь и яма называться Болдыревыми. А сокровища и до сих пор лежат под водой, потому что Болдырева яма бездонна. Как знать, может действительно, под глубоким слоем ила и песка хранит монастырские сокровища река Лух. Легенда не лишена оснований, если внимательно вчитаться в рассказ Григория и Никанора Чернецовых о старинном предании. Ни одному смельчаку река не раскрыла тайну омута. Слишком глубок. Ещё никому из ныряльщиков не удалось достать дна. Да к тому же даже в летнюю жару вода в омуте очень уж студёная, на дне его бьют ледяные ключи. Тёмная вода омута долго ещё будет хранить свою загадку.
О происхождении озера есть несколько самых разных легенд, одна из них достаточно распространена и знакома едва ли не каждому жителю поселка. Она описана у Веселовского в его книге «Святоозерская пустынь» 1882 года. «Существует местное предание, что когда-то на месте настоящего озера в лесной глуши жил старец по имени Филарет. У подножия большого холма, где было жилище Филарета, расстилалась болотистая низменность, в которой пустынник ископал для себя колодец, давший необыкновенно чистую воду, но однажды края колодца обвалились, образовалось небольшое озерко, которое, постепенно расширяясь, и было началом настоящего озера».