Республика Ингушетия - легендарные достопримечательности

На плоскостной части Ингушетии расположены следующие объекты туристского показа с которыми связаны местные легенды:

- Курган  «Аби - Гув»  — г.Назрань.

Курган Аби-Гув – памятник археологии, историческое место, находится в пятидесяти метрах близ федеральной автотрассы трассы «Кавказ».  Ингушская легенда гласит, название кургана происходит от имени женщины –воительницы Аби.  Некогда один  правитель двинулся с войском на ингушей, чтобы завоевать их земли. По существовавшим в то время правилам, перед боем должны были сразиться два борца от каждой стороны. Сторона проигравшего считалась побежденной.  Со стороны ингушей выступила  сражаться  женщина по имени Аби, которая выиграла в схватке с противником, и войско неприятеля вынуждено было отступить. В честь этого события, как сохранилось в памяти народной, и был возведен курган Аби-гув, где была захоронена Аби.

По мнению археологов-кавказоведов, подобные большие курганы характерны для конца майкопской археологической культуры (около середины III тыс. до н.э.), охватывавшей в указанный период территорию северо-западного и центрального Кавказа.

Курган «Аби-Гув» представляет интерес как памятник, характеризующий погребальный обряд и религиозно-идеологические представления населения Центрального Кавказа в эпоху бронзы. С ним связаны также и различные историко-этнографические события. Начиная с периода позднего средневековья вплоть до нынешнего времени, около кургана «Аби-Гув» проводятся национальные ингушские празднества, различные общественные собрания, сходы.  Здесь же у кургана произошло пожалуй самое главное  событие в новейшей истории Ингушетии. В июне 1992 года, у кургана «Аби-Гув» ингушскому народу было объявлено о том, что Верховным Советом России принят Закон «Об образовании Ингушской Республики». 

- Мусульманский мавзолей XV в. «Борга - Каш»  —  сельское поселение Плиево.

На левом холмистом берегу Сунжи стоит изящный белокаменный мавзолей с прямоугольным основанием и полукруглым куполом. С южной его стороны — стрельчатая арка, вен­чающая невысокий вход, над которым три плиты с арабскими надписями. Они сообщают, что мавзолей построен в 808 году хиджры (29 июня 1405 — 17 июня 1406 года) для захоронения некоего «Бек-Султана, сына Худайнада». Однако в подземной гробнице под зданием мавзолея путешественники XVIII-XIX веков наблюдали значительное количество мумифицированных трупов в дорогих одеждах; значит, персональная по замыслу гробница стала со временем коллективной усыпальницей. У ок­рестного ингушского населения мавзолей именуется Борга-Каш, что означает «Могила Боргана».   Мавзолей Борга-Каш овеян тайной, преданиями легендами.  По одной из них, возникновение мавзолея связывают с красавицей Сув, которая воздвигла его над могилой возлюбленного Боргана Бексултановича. По другой, здесь покоились мощи легендарных нартов, тысячелетиями остававшиеся нетленными.  Археологам предстоит ещё большая работа по изучению этого памятника. За время своего существования мавзолей неоднократно подвергался разграблению, причиной этому послужило древнее предание о кладе. В настоящее время жители  близлежащих селений ухаживают за памятником. Мавзолей Борга-Каш является памятником истории и культуры  всероссийского значения, находится под охраной государства.

- Святой источник имени святого Шейха Кунта-Хаджи Кишиева  — сельское поселение  Гамурзиево. 

      В селении Гамурзиево находится почитаемый в  Ингушетии святой источник имени святого Шейха Кунта-Хаджи Кишиева.  В середине XIX в. в местечке Дуан–Гув (гора молитвы) люди  во главе с  шейхом собрались и решили выполнить первое омовение перед первой общей мусульманской молитвой. Однако рядом не было воды для его совершения. Многие начали звать людей из окрестных домов и просить воды и рукомойников. Шейх Кунта-Хаджи, улыбнувшись, произнёс в этот момент:                         

- Вот вода никуда идти не надо. И он просто руками разрыл почву и оттуда начал бить источник. Вода в этом источнике всегда холодная, чистая  и приятная на вкус.   Благоустроенный источник — излюбленное место местных жителей, сюда на третий день после свадьбы привозят невест, это является заключительной частью свадебного обряда, первый выход невесты за водой.   Невеста в окружении женщин, девушек и детей с кувшином в руках отправлялись к колодцу или роднику, которые обычно находились далеко от дома. Братья жениха возвещали начало этой процессии выстрелами. По приходу к роднику невеста наполняла кувшины всем женщинам и девушкам, находившимся у родника. Сюда приходило большое число молодых людей в поисках невест. По древнему ингушскому обычаю невеста должна проткнуть яйцо иголкой и бросить его в воду  -  «для матери воды и природы», после этого зачерпнуть в ведро воды и принести домой,  в это время женщины приговаривают:  «Пусть у вас будет хорошее потомство и счастливая жизнь» и др. пожелания.    

 - Место захоронения  Шейха Батал-Хаджи Белхороева -зиярат основателя одного из вирдовых братств Ингушетии —  сельское поселение Сурхахи.

В селении Сурхахи находится   место захоронения  Шейха Батал-Хаджи Белхороева -зиярат основателя одного из вирдовых братств Ингушетии. Зиярат является местом особого почитания его последователей, и   создан в комплексе с мечетью.  Купола зиярата издалека видны всем, которые  красиво служат дополнением всего комплекса.   Основанный им вирд является одним из самых замкнутых в Ингушетии. Его последователи проживают во всех районах республики. Рассказывают, что при принятии нового мюрида в братство Шейх спрашивал: «Ты обязуешься не причинять другому то, чего не пожелаешь себе?» и, получив утвердительный ответ, принимал человека в свое братство. Он требовал от своих последователей неукоснительного выполнения требования Святого Корана, Сунны пророка Мухьаммада да благословит его Аллах и да приветствует.

 Объекты туристского показа с которыми связаны местные легенды в горной части Ингушетии:  

- Языческий храм-святилище «Мят-Сели» — РИ,  Джейрахский район, г. «Мят-Лоам» (3000 м.н.у.м.). 

Храм - святилище Мят-Сели расположен на вершине горы Мят-Лоам. Архитектура здания храма-святилища Мят-Сели проста и лаконична. Постройка в плане прямоугольная (7м х 3,6м) с двускатно – ступенчатой крышей.  Общая  высота сооружения 4,93м. Отличительной  особенностью  является наличие двух дверных проемов со стрельчатой аркой в западной и восточной стенах храма. Внутреннее помещение по длине поделено стрельчатой аркой на две равные части.   Здесь совершались языческие ритуалы посвященные божеству плодородия и общего благополучия Мят-Сели, а также моления с  целью вызывания дождя.   Моления в храме  проводились только в среду. Процессия, состоящая из жителей  окрестных  сел во главе  со жрецом поднималась на священную гору к святилищу  Мят-Сели. Божество Мят-Сели считалось могущественным и почиталось не только окрестным ингушским населением, но и многими жителями соседних территорий. Впереди процессии вели  жертвенного быка, рога которого были обмотаны белой материей. На вершине горы его ставили  головой обращённой  к востоку. Затем  верховный жрец,  так же обратившись лицом на восток,  произносил молитву, в которой просил бога  дать  дождя и большого урожая.   После окончания   моления жертвенное животное  резали и здесь же в огромных  котлах варили мясо, кроме этого молящиеся приносили  с собой сыр, вино, обрядовые  хлебцы. По свидетельству современников,  такие обрядовые  моления, проводились   вплоть до  начала XX в.   Известно, что  в 1925г. во время сильной  засухи, жители   Джейрахского ущелья   молились о дожде  и устраивали в святилище на Столовой горе   жертвоприношения.      

 - Средневековый христианский храм «Тхаба-Ерды» — РИ, Джейрахский район, Таргимская котловина.

Храм Тхаба-Ерды (VIII в.),  — жемчужина заповедного Джейрахского района Ингушетии, где количество древних памятников на душу населения и так многократно превышает все мыслимые пределы. Но даже на этом фоне тысячелетний христианский храм сильно выделяется: слишком много загадок с ним связано. Нет единого мнения и по поводу названия храма: одни переводят Тхаба-Ерды как «Две тысячи святых», другие — как «Наша вера», третьи считают, что Тхаба-Ерды — это искаженное Тома-Ерда, т.е. храм святого Фомы.  Ингушские исследователи считают, что изначально здесь могло находиться древнее святилище, возведенное вайнахскими мастерами в честь языческого божества, и позже переделанное в христианский храм по мере проникновения на эти территории грузинского (а вместе с ним и христианского) влияния. 
Так или иначе, Тхаба-Ерды лучше один раз увидеть, чем издалека разгадывать его загадки.   Стены метровой толщины. Косые лучи солнца проникают внутрь сквозь узкие стрельчатые окна. Высокие остроконечные арки делят пространство храма на четыре части. Крест и купель в алтаре вытесаны из камня. Многочисленные узоры и барельефы на внешних стенах можно долго разглядывать, угадывая символы на истертых временем, ветрами и дождем камнях. Вокруг стоит абсолютная, не нарушаемая ни единым звуком тишина. 
Кажется невероятным, что в спорах о том, какая церковь на территории современной России самая древняя, люди даже не подозревают о существовании этого удивительного храма, «законсервированного» в далеком горном краю с давно не христианской репутацией. 
  Тхаба-Ерды, как и многочисленные башенные комплексы горной Ингушетии, давно покинут людьми. И дело не в том, что наполовину христианская, наполовину языческая Ингушетия в XIX веке стала мусульманской. Вплоть до депортации ингушей в советские 1940-е годы, храм оставался культурным и духовным центром «страны башен», как называют горную Ингушетию. В Тхаба-Ерды собирался «Мекх кхел» — совет (суд) страны, на котором старейшины устанавливали порядок землевладения, согласовывали нормы поведения, меры наказания, вопросы торговли. Кроме того, в храме созывали общенародные сходы и готовились к военным походам. 
В наши дни храм  посещается знаменитыми политиками, актерами, учеными  и другими выдающимися личностями. В их числе   Глава Императорского Дома Романовых Великая Княгиня Мария Владимировна, которая  побывала в храме Тхаба-Ерды в 2012 г. и приняла участие в благодарственном  молебне с обращением к Богу с прошениями о мире и благоденствии ингушской земле, России и Императорскому  Дому.  

- Языческий храм-святилище «Маго-Ерды» — РИ, Джейрахский район, Салгинское ущелье.                                                                                                                                                  Храм – святилище возвышается на высокой горной вершине, на окраине села Маготе. Это небольшой домик, сложенный из обтесанного камня, на прочном цементе, и с крышей из шиферных плит. Храм-святилище стоит одной стороной на самом краю обрыва, с другой же стороны обнесен невысокой каменной оградой, в которой чередуются небольшие ниши. По преданию был построен основателем башенного поселка Маготе - Магом, где проводились 2 раза в году языческие праздники. Некогда из дальней страны в горы Кавказа пришел Маго и облюбовал гору, которую по его имени позднее назвали Маго-дук.  Маго среди людей слыл чародеем и мудрецом. У него были «звезда ветров», мудрая змея белого цвета и птичка, которая приносила благополучие. Маго имел своих прислужников. Постепенно вокруг него поселилось много людей. Они молились при храме Маго-ерды.  Сам  Маго учил людей  мудрости, которую он почерпнул из книги, которая и после Маго еще долго хранилась в том храме.  Как-то Маго пошел в гости к своему грузинскому другу.  Выйдя утром из сакли, Маго увидел, что бороды выгоняемых на пастьбу козлов слегка колышатся по ветру.  Маго понял, что дома произошло какое-то событие, ибо не могло быть ветра, так как он запер в сундук «звезду ветров». Ведь ветер мог дуть лишь тогда, когда эта звезда оказывалась на свободе. Маго тотчас же вскочил на коня и поскакал домой. Один из маленьких сыновей  Маго любил играть с белой змеею. Случилось так, что играясь, он нечаянно ударил ножом по хвосту змею и отрубил его. Змея ужалила мальчика и скрылась  в свою нору. Услышав крик своего ребенка, прибежала его мать и спешно начала рыться в сундуке в поисках какого-нибудь снадобья. Звезда тем временем выскользнула из сундука и взвилась в небо. Тут в горах начались большие ветры, в полях полегла пшеница, скошенное сено разметало ветрами. Маго пришел домой и  был страшно поражен случившимся несчастием. Он переживал не столько за смерть сына, сколько за то, что с исчезновением «звезды ветров» на людей обрушились большие несчастия. Белая змея и «звезда ветров» были связаны волшебными силами. Зная это, Маго стал выманивать из норки белую змею.  Он обещал сделать ей новый хвост из золота и серебра. При этом он просил ее содействовать в возвращении «звезды ветров». Маго настолько искусно просил, что змея начала поддаваться его просьбам.  Она выползла из своей норки и стала приближаться к Маго. Но тут она увидела на полу обрубок своего хвоста. Тут она сказала: «Маго, я не забуду своего хвоста, даже если появится новый, золотой, ты же никогда не забудешь своего сына.  Поэтому не будет между нами мира и согласия». Сказав это, змея юркнула в свою нору.  Говорят, что когда змея несколько раз выползла из норы, «звезда ветров» так низко опустилась с неба, что ее можно было достать с крыши рукою.  Тут у Маго случилась и третья неприятность. Благодатная птичка, что приносила его дому счастье и благополучие, сказала, что она не может остаться в доме, из которого уползла белая змея и улетела «звезда ветров», так как они все трое могут жить только вместе, и улетела.

- Священная гора «Цей-Лоам» — РИ, Джейрахский район, Таргимская котловина.                                                                                                                                                                  Камням, скалам, горам, как и во всем мире, поклонялись все древние обитатели Кавказа, но в каждом его уголке, у каждого племени этот культ имел свои черты.  Скалистые неприступные склоны священной г. Цей-Лоам (3171 м) часто скрыты туманом или окутаны облаками -  это придает ей таинственную мрачность и зловещий вид. Возможно изменчивый вид горы, её настроения в глазах средневековых ингушей придавал ей ореол святости и таинственности. В древней ингушской мифологии гора Цей-Лоам отождествлялась с троном божества Селы -  небесного громовержца и покровителя природных явлений.  Жизнь горцев всегда была полна опасностей и лишений и зависела от капризов  природы. Необъяснимые природные явления, болезни и опустошительные эпидемии - все это наводило суеверный страх и ужас на горцев. Чувствуя свое бессилие перед силами стихии, люди стали постепенно «заселять» горы богами, добрыми и злыми духами, душами умерших предков, у которых  искали помощи и покровительства.          В народе считалось, что Села – самый справедливый и наиболее  почитаемый и могущественный бог в ингушском языческом пантеоне, повелитель  погодных явлений грома и молний – имеет свой трон на горе Цей-Лоам.   Если она не закрыта тучами, значит, Села отдыхает и не будет непогоды и дождей. У Селы есть огромный меч, которым он рубит зловредных духов «цолаш» и шайтанов, которые временами подкрадываются к горе  Цай-Лоам, чтобы навредить ему. Проснувшись, тогда он в гневе  кричит и рубит их саблей. Вот поэтому в грозу сверкает молния и гремит гром. Место, куда ударяла молния, считалось священным, отмеченным Селой. На этом месте воздвигалось небольшое столпообразное святилище – сиелинг. Если же  молния поражала человека или домашнее животное, они также считались отмеченными Селой, посвящалось святилище – элгыц. А погибший от удара  молнии человек становился родовым божком. Когда долго не бывало осадков, люди выносили тела этих покойников из склепа, и Села посылал дождь, чтобы им омыть тело этого покойника. По воле Селы богиня Миха-нана гоняет ветер, а богиня Хи-нана льет дождь. Его дочь, которую зовут Села Сата, была большой искусницей. Она могла за одну ночь соткать и сшить одежду на шестьдесят человек. Села Сата дала женщинам нитки, иголку, наперсток и ножницы. Села  дал людям саблю, кинжал и ружье. Если у Цей-Лоама кто-нибудь видел летающего орла, он возносил ему молитву, так как считалось, что Села иногда летает по небу в облике орла. самой быстрой и сильной из всех птиц, парящей высоко в небесах. Смелость и быстрота полета орла ассоциировались с грозой и огненными стрелами-молниями - проявлениями воли божества Селы.  Именем Селы был назван один из весенних месяцев-май, и  посвящен один день недели - среда.

- «ХIор–хи» — Серебряный источник —РИ,  Джейрахский район, перевал Цей-Лоам. 

На Цей-Лоамском перевале в поясе субальпийских лугов,  расположен серебряный источник «ХIор–хи», который характеризуется высокими органолептическими свойствами.  В воде довольно высокое содержание ионов серебра и поэтому вода может храниться длительное время, сохраняя свои высокие качества.  Местные жители с давних пор замечали, что раненые или больные животные, регулярно спускавшиеся к этому источнику, быстро излечивались от болезней и ран. Общеизвестно, что серебро — сильное дезинфицирующее средство, как для лечения наружных повреждений, так и для применения внутрь, оно очищает организм от вредоносных микробов. Известны также случаи исцеления от тяжелейших заболеваний почек, печени, мочевого пузыря, сердца и сосудов, а также онкологических заболеваний.

Знаменитый русский врач Пирогов, изучавший на Кавказе методы лечения огнестрельных и гнойных ран горцами, писал о применении серебряной воды на Кавказе при лечении свищей и язв, образовавшихся в результате костного туберкулеза лимфатических желез с распадом и нагноением. На основании его трудов серебро получило довольно широкое распространение во время Великой Отечественной войны; серебряной водой в госпиталях лечили длительно незаживающие огнестрельные раны, если эффекта от мази Вишневского (тогда препарата №1 в советской армии для лечения ран, т.к. его можно быстро и дешево приготовить), не было.

- Ассинское ущелье - РИ, Сунженский район.

Ассинское ущелье — памятник природы. Протяженность Ассинского ущелья 17 км. Несмотря на летнюю жару, тут всегда прохладно, высокие каменные стены ущелья препятствуют проникновению солнечных лучей и затеняют проход. Свое название ущелье  получило от реки Ассы, которая  впадает в р. Сунжа, общая ее длина 133 км, площадь водосбора 2060 км. Асса берет начало из главного Кавказского хребта. Средняя ширина Ассы на равнине — более 30 м.      По древнему преданию в ущелье жил страшный сармак – дракон, пожиравший красавиц. Как то в селение, лежащее близ ущелья, пришёл юноша и попросил еды у женщины, жившей в доме на окраине села.   Услышав его  просьбу, женщина сказала, не может даже замесить тесто для лепешки, так как в доме нет воды.  Юноша сказал, что это не беда, он принесёт ей воду. И тут женщина горько заплакала: у реки поселился страшный сармак и не дает набрать воды, пока не приведут ему на съедение красивую девушку. Юноша ответил, что сразится с сармаком, убьёт его и освободит жителей от чудища. Юноша пришёл в  ущелье  к сармаку и победил его. Сегодня  в ущелье видны следы борьбы  дракона и смелого юноши. О них напоминают скалы поднимающиеся в высь изрезанные когтями сармака.