Исчезнувший полярный материк – Гиперборею – возможно, надо искать в наших краях.
Карелия, как и Русский Север в целом, — это край, полный неразгаданных тайн и удивительных загадок. Разгадать их — значит понять наше прошлое и настоящее. Величие и историческое бессмертие народа определяются духовной культурой, которую представители даже самых малочисленных этносов сумели сохранить и донести до своих потомков.
К мифам и легендам Карелии в первую очередь нужно отнести знаменитый карело-финский эпос «Калевала», который уходит своими корнями в глубину столетий и даже тысячелетий. Это сокровище дошло до нас в виде цельного эпического произведения благодаря многолетнему труду Элиаса Лёнрота (Elias Lönnrot, 1802—1884), посвятившего ему всю свою жизнь. Скромный сельский лекарь, сын деревенского портного, он глубоко понимал народную поэзию и любил ее. В 1828 – 1834 годах он совершил несколько поездок вглубь Карелии с целью собрания рун и записал там сотни эпических рун, лирических песен и заговоров. Извечная победа добра над злом, света над тьмой, созидательного труда над враждебными человеку силами природы – таково содержание глубоко поэтичного эпоса "Калевала".
Эпос "Калевала" рассказывает об искусстве кузнеца Ильмаринена – создателе чудесной мельницы Сампо, и о славных подвигах могучего богатыря Леммикяйнена, о похитительнице солнца коварной волшебнице Лоухи и о ее победителе – мудром Вайнемёйнене (Väinämöinen). Главный герой "Калевалы" — старый песнопевец Вяйнямёйнен— волшебник, создающий магией или добывающий хитростью лодку, рыболовную сеть, музыкальный инструмент кантеле и прочие вещи.
Он создает мировое древо — залог благополучия мироздания, добывает в иных мирах мудрость для людей, участвует в засевании первой пашни. Финский и карельский народы, гордясь лённротовской "Калевалой", воспринимают ее как национальное достояние, но каждый народ по-своему. Для финнов — это национальный эпос, который исполнил свою главную роль: пробуждение национального самосознания, формирования нации. Финляндия в 1917 году стала суверенным государством. И когда возникала опасность утраты этой суверенности в двух войнах с Советским Союзом, «Калевала» снова поддерживала национальный дух славным прошлым. Финны доверчивы и наивны как дети. Несмотря на эмоциональность, умеют молчать, когда внутри бушует пламя. Эти народные черты являются продолжением того эпического характера, которым, например, отличался кузнец Илмаринен.
Когда принесшая столько бед детям Калевы редкозубая старуха Лоухи почувствовала, что «ей несчастье угрожает», она обернулась голубком и явилась к кузнецу с доброй вестью, и тот поверил воркованью. Одним из самых любимых финнами праздников является 28 февраля — День народного эпоса «Калевала». Каждый год проходит «Калевальский карнавал», побывав здесь, любой может приобщиться к культуре финнов, глубже понять ее особенности и традиции. Местные жители, да и обыватели, которые живут на дачах в Карелии только летом, в самую удивительную и волшебную пору — пору белых ночей получают редкую возможность совершить символическое путешествие вместе с калевальскими героями. В Дни «Калевалы» проводят многие литературные, художественные, творческие праздники. Это позволяет преодолеть языковые, национальные и политические барьеры, создать единое культурное пространство под эгидой творчества и «Калевалы».
По одной из легенд много веков назад в Карелии жили великаны, называемые Мунккилайнены, или Метелиляйнены. Они отличались громадным ростом и производили невероятно много шума, когда передвигались по лесу, отсюда, собственно, происходит и их название (от слова «meteli» – шум). Постепенно их вытеснили из обжитых мест лапландцы и финны, но и по сей день люди находят доказательства их существования – огромные кости, плуги, валуны, которые служили для неведомых целей.
Другая легенда гласит, что Карелию населяли предки Атлантов, до сих пор остались следы их пребывания в виде особых камней, которым поклоняются люди. Предания о «камнях-идолах», что установлены в самых глухих местах, и сейчас популярны у местных жителей. Найти участки в Карелии с камнями-идолами не так-то просто, даже знающие местность люди иногда теряются во время поисков. Возможно, какая-то неизвестная магия охраняет эти камни многие сотни лет. Староверы до сих пор им поклоняются, считается, что они использовались для различных ритуалов, связанных с улучшением здоровья, исцелением болезней и долголетием.
Существуют также мифы, связанные с Ладожским озером, они внушают благоговейный трепет и невероятный интерес. Поверья гласят, что на дне Ладоги спрятано несметное сокровище, которое надежно охраняется духами волхвов, собравших его. Многие искатели приключений старались заполучить его, но у них ничего не вышло, и их души навсегда обречены на вечные скитания. Капитан Сигвард, герой самой знаменитой легенды Ладоги, был одним из многих (истории еще известны имена таких смельчаков, как Кнут Поссе, Альбрехт Тиле, Симеон Свибла), кто отважился вступить в схватку с неведомым. Однажды ночью он отплыл от берега, чтобы уже никогда не вернуться живым… Говорят, капитан Сигвард до сих пор выходит в плавание с целью собрать дань для водных духов Ладожского озера. Есть даже очевидцы, которые наблюдали, а некоторые и фотографировали его мотобот с числом зверя на борту.
Существует еще одна легенда, которая рассказывает о неведомом существе, обитающем в Ладожском озере. Его много раз видели рядом с островом Мантсинсаари, и в других частях озера. Оно похоже на другое известное мистическое существо – Несси. Их даже описывают одинаково – длинная шея, массивное блестящее туловище, глаза – оливины. Говорят, оно очень большое, рыбаки его опасаются, хотя зверю, похоже, не до них – по словам очевидцев, он даже не обращает внимания на ходящие рядом лодки и катера. Его видели не только рыбаки, но и дети, и туристы. Свидетельств на сегодня появилось так много, что феномен Ладожского монстра заинтересовал ученых. Сейчас планируются исследования озера с целью обнаружения неведомого животного.