Самым театральным в истории музыки стал романтически-экспрессивный реквием Верди – единственное крупное сочинение, созданное им не в оперном жанре. С огромным успехом он шел в театре итальянском «Ла Скала», а затем – в Париже, Вене и Петербурге.

Реквием стал грандиозным памятником, который Верди воздвиг любимому писателю и знаменитому современнику Алессандро Мандзони. В 16 лет композитор прочитал роман «Обрученные» и с тех пор звал Мандзони не иначе как великим поэтом и славой Италии: «...В присутствии Мандзони я чувствую себя до того маленьким, что никогда или почти никогда не могу сказать ни слова». Но узнав о кончине кумира, Верди высказался вполне: он оплакал друга в многочисленных ариозо и ансамблям – дуэтах, терцетах, квартетах – итальянской оперной кантиленой. По стилю эта музыка близка поздним операм Верди – большой оркестр не только аккомпанирует певцам, но и рисует красочные картины.